Что такое еаэс и какие страны туда входят – что это такое? Страны-участницы ЕАЭС

Содержание

что это такое? Страны-участницы ЕАЭС

Сегодня вопросы о ЕАЭС, что это такое, какую силу может в себе заключать, постепенно находят свои ответы. Очевидно, что такие с виду устойчивые международные организации, как НАТО и Евросоюз, сплоченного западного мира приводит к логичному стягиванию аналогичного полиса силы на Востоке. И Россия стремится стать центром таких сил, создавая ЕАЭС, союз призван генерировать не только экономический рост, но и политический вес.

Бездейственное СНГ

ЕАЭС – что это такое? Формально это молодое международное объединение, олицетворяющее собой восточное противостояние западным монолитам. Вместе с тем Евразийский союз отнюдь не новая идея, он был создан на базе уже существовавших, но показавших себя малоэффективными организаций. В принципе первым альянсом на данной территории можно считать известное СНГ – содружество независимых государств, которое по большей части было бездейственным союзом, имеющим крайне мало содержательности.

Второй организацией на этом пространстве стало Евразийское экономическое сообщество. Идея о его создании была подана президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в 1994 году. В течение пяти лет партнеры искали оптимальные решения реализации нового партнерства. И в 2000 году Россия, Казахстан, Беларусь, Таджикистан и Кыргызстан подписали соответствующий договор, согласно которому партнерство вступало в силу в 2001 году.

Таможенный союз

Одним из главных вопросов ЕврАзЭс было обсуждение создания единого таможенного пространства. В итоге в начале 2010 года в рамках ЕврАзЭс начал работать Таможенный союз. Союз создавался с целью усиления торговой интеграции, создания торговых беспошлинных зон, где товарообмен не сопровождался бы какими бы то ни было экономическими ограничениями. В союз вошли все государства ЕАЭС, образование которого также активно обсуждалось с тех самых пор.

Внедрение действий единого таможенного кодекса, который был принят и ратифицирован всеми государствами участниками, не было безоблачным. Конфликт разгорелся между Кремлем и Минском, да так, что Владимир Путин пригрозил белорусскому лидеру, что действие союза начнется без него. В итоге в апреле 2011 года транспортный контроль на русско-белорусской границе был отменен. При сохраненном пограничном и миграционном контроле, экспорт из этих стран предполагает нулевую ставку НДС и отсутствие выплат по акцизам. При импорте НДС и акцизы поступают в налоговые органы Российской Федерации.

Второй шаг – к единому пространству

В конце 2011 года страны участницы создали Евразийскую экономическую комиссию. Среди главных задач комиссии было, в том числе, еще большее укрепление экономических связей в качестве плацдарма, на котором и должно было развернуться создание ЕАЭС.

В начале 2012 года было образовано Единое экономическое пространство (ЕЭП), усиливавшее взаимную интеграцию стран. Начало работы было ознаменовано ратифицированными всеми членами созданного пространства документами в количестве 17 соглашений.

Это было последним организационным этапом, результатом которого стало подписанное 29 мая прошлого года в деловом центре Казахстана Астане соглашения о создании ЕАЭС. Первого января этого года союз вступил в силу при участии России, Казахстана и Белоруссии, на день позже соглашения ратифицировала Армения. И лишь спустя четыре месяца состоялось вступление Кыргызстана.

Армянская доля

Довольно долго с присоединением к российским союзам на азиатском театре мировой геополитики тянула Армения. И хотя в новорожденное объединение страна вступила 2 января этого года, до этих пор несколько лет вытягивала для себя дополнительные преференции при любых разговорах о вступлении в тот же Таможенный союз и в более ранние организации. По итогам тактики затягивания Армения выбила 1,13 % доли от таможенных пошлин товаров, ввозимых на территорию союза. Стоит отметить при этом, что страна не имеет прямых границ ни с кем из участников Таможенного союза. Помимо этого на единые таможенные тарифы на приобретение товаров (в основном речь идет о сельскохозяйственной продукции) Армения перейдет только к 2022 году. На молочку, яйца и мед отдельные тарифы будут действовать до 2020 года, а на фрукты и орехи – до 2019-го.

Аналогичные послабления предусмотрены и в других видах продовольственных товаров. До 2018 года будут применять нулевые таможенные пошлины на бензин, единый с ЕАЭС тариф будет введен только в 2020 году. Таким же образом планируется регулировать пошлины на фармацевтику, органическую и неорганическую продукцию, удобрения, бытовую химию и некоторые другие.

Льготы для нового участника в основном легли на самого крупного игрока союза – Россию и, по подсчетам некоторых экономистов, по итогам этого года может обойтись в 5,2 $млрд. Стоит добавить, что незадолго до официального вступления Армении в ЕАЭС, Евросоюз ассигновал 77,5 млн евро.

В полку прибыло

Последним на сегодняшний день участником, вступившим в союз, стал Кыргызстан, ЕАЭС окончательно примет нового игрока 29 мая, согласно подписанным документам. О вступлении 8 мая текущего года сообщил вновь избранный президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В своей речи он отметил, что все сомнения, возникавшие ранее, были сняты.

Более того, тогда же казахский лидер сообщил и о намерении, которое высказали страны ЕАЭС не так давно, заключить договор о свободной зоне торговли с Вьетнамом. Интерес к данному соглашению также проявили Турция, Азербайджан, Индия и Монголия.

Стратегия экономического развития

Хотя был долгий путь к созданию ЕАЭС, что это такое с экономической точки зрения – по-прежнему не очень ясно. Декларировалось сразу несколько интеграционных положительных моментов для национальных экономик. В частности, конечная стоимость товаров должна снижаться за счет значительно уменьшившихся издержек на перевозку товаров внутри стран, а также на продажу их за рубеж. Экономическое развитие стран-участниц должно быть на одном уровне, что позволит обеспечить «здоровую» конкуренцию. Между тем, как страны достигнут одного уровня, не пояснялось. Кроме того, ожидается, что сокращение издержек в результате отмены торговых ограничений позволит увеличить производительность труда и, как следствие, повысить зарплату.

Разрастающаяся территория ЕАЭС и экономический рост приведут к увеличению спроса, полагают адепты союза, что, в свою очередь, будет стимулировать и способствовать наращиванию объемов производства всех видов товаров. И, таким образом, благосостояние народов, входящих в союз, должно только расти с каждым годом.

Компромиссные подходы

Несмотря на декларируемые задачи, свое существование союз все же начал с обязательств облегченной формы. Так, значительно меньший спектр полномочий был оставлен за Евразийскими экономическими комиссией и судом, которые должны были отслеживать и регулировать соблюдение договоренностей. При неисполнении постановлений ЕЭК, спор переходит в судебную плоскость. Однако решения, выносимые судом, носят рекомендательный характер, а конечно решение по спорным моментам принимаются на уровне совета лидеров государств. Более того до 2025 года, а то и на неопределенный срок отложены решения по вопросам создания финансового регулятора ЕАЭС, а также единого органа управления торговлей энергоресурсами.

Контрольные органы

В рамках ЕАЭС по примеру Евросоюза были созданы соответствующие управленческие органы: Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия. В состав первого управленческого органа входят лидеры стран-участниц и председатели правительств данных государств. Лидеры в рамках союза встречаются ежегодно не реже одного раза, главы правительств собираются, как правило, два раза в год. Решения принимаются на демократических основах, они обязательны к выполнению для всех членов союза. В полномочия ВЕЭС также входит определение состава и компетенции других органов союза.

ЕЭК является постоянным органом союза. Его полномочия определены в уставе ЕАЭС и подразумевают обеспечение условий для успешного интегрирования стран в единые экономические реалии. Также ЕЭК были переданы компетенции существовавшей ранее комиссии ТС. Среди них определение макроэкономической, энергетической, валютной, миграционной политики; решение вопросов тарифного регулирования и естественных монополий, субсидирования и внешней торговли и многие другие. Бюджет ЕЭК формируется за счет взносов участников союза.

Реакция Запада

Организация сильного восточного альянса, разумеется, никак не улыбается странам Запада. И Европейские державы, и США выражают свои опасения и несогласие с любыми попытками интеграции на постсоветском пространстве, а уж тем более и в прежнем составе. Вопросом «ЕАЭС – что это такое, прежде всего, с политической точки зрения» на первых порах задавались едва ли не все политологи-антагонисты.

Наиболее категоричное недовольство звучало со стороны США, которые после создания Таможенного союза и в преддверии договоренностей о ЕАЭС однозначно обозначили это как попытки России занять доминирующее положение на постсоветском пространстве. Между тем, по версии американского политолога Збигнева Бжезинского, Россия может стать мощным державой и формировать восточный полис только при условии объединения с Украиной.

Перспективы единой валюты

Евразийский союз был создан относительно недавно, однако самыми актуальными вопросами остаются валютная и финансовая интеграция, которая предполагает, в частности, создание единой валюты, которая будет укреплять единый рынок между всеми странами участницами. Уже в марте этого года Владимир Путин дал поручение Центральному банку и нижней палате парламента найти решение данных вопросов совместно с центробанками всех стран участниц союза до 1 сентября текущего года.

Среди наименований новой денежной единицы обсуждаются «алтын» (термин тюркского происхождения, уходящий в бытность Золотой Орды) и «евраз», что пересекается с евро. Эксперты, комментируя идею единой валюты, отмечают, что полноценная интеграция без таковой невозможна. Ранее высказывалась также идея создания единого евразийского ЦБ по примеру Центрального Европейского банка для Казахстана, России и Белоруссии. В подписанных по этому вопросу документах значился 2025 год. В то же время ухудшающаяся геополитическая ситуация, вероятно, толкает, в частности, Владимира Путина на ускоренные меры, полагают аналитики.

Политические амбиции

Как только речь зашла о валютной интеграции в рамках ЕАЭС, международные эксперты еще четче стали оценивать союз с точки зрения исключительно политической плоскости. Эксперты утверждают, что ускорение этого процесса при полном недоверии ни к одной из валют стран-участниц – крайне рисковая операция, и перспективы ЕАЭС вызывают в данном разрезе большие вопросы. Понимание этого, разумеется, убедит партнеров пойти навстречу Москве, но и позволит выторговать себе немало послаблений. Все страны, утверждают аналитики, готовы на совместную работу только в случае, если могут получить что-то взамен. Покрываться эти преференции будут за счет российского бюджета. А поскольку крайняя заинтересованность в союзе очевидна с российской стороны, у нее и может быть самая слабая позиция.

fb.ru

🔴 5 стран входящие в состав Таможенного союза ЕАЭС

Таможенный союз – межгосударственное объединение между странами в рамках ЕАЭС. Основная цель создания – это упростить торговые операции между государствами, что являются участницами ассоциации. Также участники ТС приняли единые таможенные тарифы и остальные меры регулирования.

Основы функционирования ТС

Задача создания подобного экономического объединения:

  • Формирование единой таможенной территории в пределах стран, что вошли в объединение.
  • На территории таможенного союза ЕАЭС действуют режимы тарифных и нетарифных ограничений при торговле между государствами участниками.
  • Отмена контроля на внутренних постах на границе стран, что входят в ТС.
  • Применение однотипных механизмов регулирования торговли, экономики. Для этого вводятся меры по гармонизации законодательства членов ТС.
  • Внедрение и функционирование единого органа управления.

Что касается торговых отношений со странами, которые не являются членами Таможенного Евразийского экономического союза, то с ними предполагается такое взаимодействие:

  1. Применение общего тарифа для тех или иных товаров, которые попадают на территорию ассоциации.
  2. Использование единых мер нетарифного регулирования.
  3. Проведение одинаковой таможенной политики.
  4. Использование единых тарифов.

На данный момент самым известным и давно функционирующим является Европейский таможенный экономический союз. Его формирование было начато в 1958 году.

Участники, территория и управление

На данный момент в объединении состоят такие страны:

  • Россия с июля 2010 г.
  • Казахстан с июля 2010 г.
  • Беларусь с июля 2010 г.
  • Армения с октября 2015 г.
  • Кыргызстан с мая 2015 г.

Озвучили желание вступить Сирия и Тунис, предложено стать участником Турции, но пока что решение о вступлении не принято. Явно заметно, что участие в блоке, дает странам Евразийского экономического союза укрепление экономических отношений.

Объединение границ государств, указанных выше стало основанием для образования рассматриваемого таможенного объединения. Границами ТС являются границы стран, которые являются членами союза.

Органы управления – едины, основных 2:

  1. Межгосударственный совет. Это высший орган, членами которого являются главы государств и руководители правительств стран ТС. Он является наднациональным.
  2. Комиссия ТС. Это ведомство решает все вопросы, касательно формирования таможенных правил, отвечает за регулировку торговой политики государств.

История создания

Формирования ТС стало процессом длительным и во многих аспектах сложным. Страны-участники Таможенного Союза 2019 это те государства, которые сумели пройти все этапы согласований и притирок.

Началом процесса стал январь 1997 года, когда президенты Белоруссии, Казахстана, России и Кыргызстана подписали соглашение «О мерах по реализации соглашений о Таможенном Союзе». Необходимость подобной консолидации возникала, когда стало ясно что СССР как структура отошел в небытие. Тогда страны Таможенного союза (список 2019 предложен выше) договорились сотрудничать с целью формирования и развития объединенного экономического пространства в рамках СНГ.

Интересно! Идею создания союза сформировал еще в начале 1994 года Нурсултан Назарбаев. Как основа ТС в его видении должна была стать общность интересов государств, что ранее входили в СССР.

Идея формирования союза предполагала беспрепятственное перемещение товаров и предоставление услуг всем странам участницам. При этом предполагаемый формат экономических контактов в полной мере защищал интересы стран Таможенного союза.

Как результат, создавалось единое таможенное пространство без внутренних таможенных пошлин. Границы как таковые переносились на внешние границы союза. В идеале значительно упрощалась торговля, но на самом деле все вышло не так легко. на первом этапе договоренности включали в том числе определение основных направлений деятельности каждой страны для подкрепления союза. Конкретней:

  1. Гарантирования равноправия на имущество ТС.
  2. Члены Евразийского экономического союза могли свободно распоряжаться имуществом ТС в пределах законодательства стран участниц.
  3. Создание единой нормативной базы госрегулирования экономики.

В том же 1997 году сформированы следующие управления интеграции: Межгосударственный совет, Интеграционный комитет.

В 1998 году участником союза стал Таджикистан и уже между 5 странами подписано соглашение «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве». Спустя несколько месяцев члены Таможенного союза подписали следующие важные документы:

  • «О формировании ТС».
  • «О международных автомобильных сообщениях».
  • «О единых условиях транзита через территории стран участниц ТС».
  • «О взаимодействии энергетических систем».

В феврале 1999 подписано соглашение «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве». За счет принятия указанных актов удалось в значительной мере упросить процедуры пограничного контроля между странами участниками Евразийского экономического союза.

Следующие важные этапы:

  1. 2007 год. Между Беларусю, Россией и Казахстаном заключается договор о единой таможенной территории.
  2. 2009 год. Соглашения, что были ранее подписаны, получают «физическую форму», то есть реализуются на практике.
  3. 2010 год. Принятый ранее Единый таможенный тариф вступает в силу, формируется и принимается Таможенный кодекс Таможенного союза.
  4. На протяжении 2011-2013 годов происходит разработка важных документов, которые регламентируют деятельность союза. Среди важнейших появляется единый технический регламент о безопасности продукции.

2014-2015 года ознаменовались пополнением списка стран Евразийского экономического союза (для 2017 он тоже актуальный) Арменией и Кыргызстаном. В перспективе союз будет расширятся, на данный момент желание присоединиться изъявили Тунис и Сирия, но пока дальше разговоров дело не зашло и состав остается прежним.

В 2019 году вступил в силу принятый ранее Таможенный кодекс ЕАЭС.

О новом Таможенном кодексе Таможенного союза 2019 года, Вы узнаете из нашей статьи. Переходите по ссылке.

Распределение таможенных пошлин

Единый Таможенный союз естественно получает пошлины за пересечение границ объединения, ввоз/вывоз товаров. В объединении принята схема распределения этих доходов между странами участницами. Структура такая:

  • Россия получает 85,33% от общих поступлений.
  • Казахстан – 7,11%.
  • Беларусь – 4,55%.
  • Кыргызстан – 1,9%.
  • Армения – 1,11%.

Как видно налоги распределяются по старшинству, то есть чем раньше страна стала участником объединения, тем на больший размер дохода от пошлин она может рассчитывать.

На данный момент происходит период формирования ТС, так таможенный союз ЕС прошел длительный период в 30 лет до момента абсолютного становления.

Цели, направления

При создании подробного экономического пространства, основной целью был социально-экономический прогресс. В результате одними из главных перспективных целей стали увеличение товарооборота услуг стран участниц. Этот момент для начала реализовывался между участниками за счет следующих действий:

  1. Внедрение общих требований и принятие стандартов безопасности для отечественных экономик и ассоциации в общем.
  2. Упразднение процедур на внутренних таможнях стран союза. За счет этого товары стран Таможенного союза ЕвраЗЭС стали более доступными и привлекательными.
  3. Наращивание товарооборота за счет указанных выше мер.

На данный момент того самого желанного увеличения товарооборота не происходит, хотя регулярно принимаются новые соглашения. Правда, упрощение товарооборота все же произошло не так существенно, улучшены конкурентные условия.

Техническое регулирование

Техническое регулирование в Таможенном союзе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Уменьшение давления на производителя – экономического и административного.
  • Формирование двухуровневой нормативной документации, что помогает сделать взаимоотношения на рынке более четкими и ясными.
  • Повышение уровня защиты рынков от опасной продукции.
  • Расширение возможностей компаний в выборе коммерческого решения. При этом исключается двойное сертифицирование и дублирование остальных процедур.
  • Исключение технических барьеров для участников Евразийского таможенного союза.
  • Стимулирование развития экономики разными способами.

Что касается принципов технического регулирования в таможенном объединении, то существуют такие основные принципы:

  1. Установление единого техрегламента для стран участниц, касательно продукции и товаров.
  2. Проведение политики, которая согласовывается с каждой страной касательно технического регулирования.
  3. До момента вступление ТР Евразийского Экономического союза ЕАЭС действие национального законодательства в этой сфере.

Преимущества участия в ТС

На данный момент не все страны союза ЕАЭС присоединились к ТС, причины у каждой свои. Но следует выделить основные преимущества участия в подобном объединении:

  • Существенное снижение расходов на: переработку, транспортировку товаров в пределах союза.
  • Уменьшение бюрократических процедур, а как результат и временных затрат при транспортировке товаров по территории ТС.
  • Сокращение числа таможенных процедур, которые необходимо пройти для выезда с грузом в третьи страны.
  • Таможенный союз в 2019 году дает новые рынки сбыта.
  • Упрощение законодательства за счет его унификации.

Противоречия, проблемы или почему ТС не работает так как планировалось

Так как каждая страна стремиться сохранить и поддержать свою экономику, неудивительно, что часто возникают трения и трудности. Отдельные санкции «удобно» применять через методы нетарифного регулирования, что и происходит. Хотя страны таможенного союза с Россией в период 2018-2019 годов уже «сдружились», ранее было немало проблем.

Один из самых сложных конфликтов между РФ и Беларусю, когда в 2014 году Россия запретила практически в полном объеме экспорт мяса. На тот момент это было 400 тыс. тонн. В то же время произошло ужесточение контроля товаров, которые пересекают границу Белоруссии, хотя фактически по нормам ТК ТС усиление мер контроля невозможно.

Реакция президента страны участницы ТС не заставила себя долго ждать – Беларусь вернула пограничный контроль на границе с РФ. Конфликт стал настоящей проблемой, ведь Беларусь заявила о намерении отказаться от рубля в расчетах и вернуться к долларам. В результате идея таможенного союза сильном пошатнулась – государства члены Евразийского экономического союза почувствовали себя неуверенно в данном формате отношений.

Вывод

В перспективе экономическое объединение ТС – имеет шансы для активного развития и внедрения всех заявленных преимуществ. Пока происходит процесс становления, в общем виде самыми заинтересованными участниками являются соседи РФ, которые с вступлением получат более выгодные условия на приобретение газа и нефти. Заявленное упрощение товарооборота пока не наблюдается.

Видео: Таможенный Союз 2019

brokeram.ru

Какие страны могут в перспективе присоединиться к ЕАЭС

Два месяца назад к Евразийскому союзу присоединился Кыргызстан. В то же время регулярно появляются новости о том, какие страны желают присоединиться если не к самому ЕАЭС, то хотя бы к зоне свободной торговли с этим объединением. Мы решили сделать небольшой обзор на тему, как может со временем расшириться ЕАЭС.

Таджикистан

Если смотреть по странам Содружества Независимых Государств, то сегодня наиболее вероятным будущим участником Евразийского экономического союза является Таджикистан. Впервые о возможности вступления страны в ЕАЭС высказался в 2014 году сам президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Это было заявление о необходимости изучения экономической базы и правовых документов ЕАЭС «с целью возможного дальнейшего вхождения в это новое интеграционное объединение».

В начале текущего года в интервью газете «Союз — Евразия» посол Таджикистана в Беларуси Козидавлат Коимдодов отметил, что «для вступления в подобные интеграционные объединения необходимо иметь либо надежную экономическую базу, либо — для переходного периода — подушку безопасности». «К примеру, если мы сегодня снимем все таможенные пошлины, которые приносят в бюджет около миллиарда долларов, где мы найдем эти деньги завтра? — задался вопросом дипломат. — В нашей стране понимают, что свободное передвижение рабочей силы и товаров — необходимое условие для развития, и в этом плане есть стремление изучить проблематику с тем, чтоб определить свою позицию».

В июле этого года, когда президент Таджикистана участвовал в саммите ШОС в Уфе, страна все еще не приняла окончательного решения по поводу вступления в ЕАЭС. Как позднее заявил журналистам министр экономического развития и торговли Таджикистана Нематулло Хикматуллозода, «порой страны изучают вопрос о присоединении к тому или иному экономическому объединению в течение 5-6 лет». «Прежде чем стать членом этого союза, мы тоже всесторонне проанализируем все плюсы и минусы, — заявил Хикматуллозода. — Хотя страны — члены этой организации являются основными торговыми партнерами нашей страны».

Таким образом, окончательного решения, присоединится Таджикистан к ЕАЭС или нет, пока не принято. Все зависит от того, насколько экономически выгодным будет для этой страны присоединение к данному интеграционному объединению.

Сирия

В июле этого года появилась информация о том, что Сирия начала с Россией переговоры о вступлении в ЕАЭС. Такое заявление прозвучало из уст премьер-министра Сирии Ваиля аль-Хальки. «Ведутся переговоры с российской стороной о присоединении к Евразийскому экономическому союзу и свободной таможенной зоне, — сказал Ваиль аль-Хальки. — Мы видим в этом пользу и укрепление отношений с дружественными нам государствами, что позволит облегчить экономические и торговые взаимодействия с ними».

Неожиданным это заявление назвать нельзя, поскольку еще в 2012 году говорилось о возможности создания зоны свободной торговли между Сирией и на то время Таможенным союзом. А в 2013 году Сирия заявила о намерении присоединиться к Таможенному союзу. В начале этого года о желании своей страны стать участницей евразийской интеграции заявил сирийский министр экономики и торговли Хумам аль-Джазери.

Как бы то ни было, уже который год в Сирии идет гражданская война, часть территории страны контролируется террористическими группировками. Это и является основным препятствием на сегодня для вступления государства в Евразийский экономический союз — сейчас оно может повлечь для всего объединения катастрофические последствия. Когда же страна сможет навести порядок на своей территории, тогда существенных препятствий для ее присоединения к союзу не будет.

Турция

Недавно министр экономики Турции Нихат Зейбекджи заявил о том, что его страна заинтересована в развитии сотрудничества с Евразийским экономическим союзом. Однако о том, чтобы она стала его членом, речи не идет. Хотя несколько лет назад президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил принять Турцию в Евразийский экономический союз, чтобы объединение перестали называть «новым Советским Союзом». В любом случае велика вероятность, что Турцию заинтересует возможность создания с ЕАЭС зоны свободной торговли (ЗСТ).

Кстати, как сообщала пресс-служба Евразийской экономической комиссии, число стран, официально изъявивших желание развивать торгово-экономическое сотрудничество с ЕАЭС в формате соглашения о ЗСТ, превысило 30.

«Это не значит, что со всеми автоматически будет заключено такое соглашение, — говорится в сообщении пресс-службы. — На основании официальной заявки той или иной страны создается Совместная исследовательская группа (СИГ) по изучению вопроса о целесообразности заключения соглашения о свободной торговле между государствами — членами ЕАЭС и страной, подавшей заявку. По итогам проведенного анализа стороны совместно принимают решение о целесообразности начала официальных переговоров по созданию зоны свободной торговли». Именно по такой схеме в мае этого года была создана зона свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом. Кроме того, созданы совместные исследовательские группы по вопросу соглашения о ЗСТ с Израилем и Индией. В создании зоны свободной торговли с ЕАЭС заинтересованы также Узбекистан, Египет, Иран, Тунис, Пакистан, Монголия, Таиланд. В начале этого года Китай заявил о возможности создать зону свободной торговли с ЕАЭС.

Как видим, Евразийский экономический союз, договор о создании которого вступил в силу менее года назад, уже представляет интерес для множества стран. Сможет ли он оправдать их надежды — покажет время.

Роман АЛЕХНОВИЧ

www.zviazda.by

что это, страны 🚩 Политика

Таможенный союз подразумевает применение странами-участницами единого таможенного тарифа и прочих мер, призванных регулировать торговлю с третьими странами. В рамках объединения упраздняются таможенные сборы и границы между участниками.

Образование таможенного союза имеет целью повышение экономического уровня в государствах-участниках. Благодаря такому пространству товары беспрепятственно могут передвигаться по всей территории союза с действием универсального контроля. Если факт экспорта подтверждается документально, то акцизы уплачивать не нужно.

Первый таможенный союз появился еще в XIX веке, его участниками были Франция и Монако. В начале ХХ века об аналогичном объединении договорились Швейцария и Княжество Лихтенштейн. В 1960 году образовалась Европейская ассоциация свободной торговли, отменившая таможенные налоги и торговые ограничения между ее членами.

Государства-участники ЕАСТ заключали соглашения, подразумевающие сотрудничество и взаимопомощь по вопросам таможни. В то время были введены единые методы, документы и формы оформления товара. Ассоциация подписывает соглашения по упрощению процедуры оформления на таможне. Благодаря этому ускоряется продвижение грузов, укрепляется экономика мирового рынка. 

Решение об образовании единого Таможенного союза на постсоветском пространстве было принято 6 октября 2007 года Российской Федерацией и Республиками Казахстан и Беларусь.  

Однако функционировать таможенная территория стран-участниц начала 1 июля 2010 года в соответствии с прописанным в договоре таможенным кодексом. На границах трех государств было устранено декларирование и таможенное оформление. Более простое перемещение товаров без оформления исключает возникновение издержек. К тому же сокращаются расходы на доставку грузов.

В дальнейшем на таможенной территории образуется Единое экономическое пространство с функционирующим рынком услуг. Помимо торговли, рынок включает в себя услуги из множества других сфер деятельности.

В 2014 и 2015 годах Таможенный союз расширился за счет вступления новых стран – Армении и Киргизии. Появление новых членов организации внесло некоторые важные изменения в геополитику региона. В своем новом составе Таможенный союз позволяет увеличить оборот торговых связей в государствах-участниках.

Участники Таможенного союза на постсоветском пространстве:

  • с 01.07.2010 года Россия и Казахстан.
  • с 06.07.2010 года Беларусь.
  • с 10.10.2014 года Армения.
  • с 08.05.2015 года Киргизия.

Кандидатами на вступление в организацию являются Сирия, Таджикистан, Тунис, вопрос об этом будет рассмотрен в ближайшее время. Расширение Таможенного союза благотворно повлияет на мировой рынок. К тому же введение новых стран за счет расширения позиций откроет экономические перспективы более развитым странам-участницам.

Главным органом управления в ТС является Международный совет глав государств стран-участниц. Была учреждена и специальная комиссия Таможенного союза в качестве постоянно действующего органа регулирования.

В 2009 году руководящие структуры организации провели комплексные мероприятия, позволившие закрепить правовую и договорную основу Таможенного союза.

Решением президентов государств-участников создана экономическая комиссия, выполняющая функции постоянного регулирующего органа наднационального управления. В свою очередь этот орган находится в подчинении у Высшего Евразийского экономического совета.

Для субъектов хозяйствования среди основных плюсов Таможенного союза в сравнении с зоной свободной торговли можно назвать следующее:

  • В границах Таможенного союза существенно сократились расходы по созданию, перемещению и переработке товаров.
  • Возникающие по причине бюрократических процедур затраты времени и финансов заметно сократилось.
  • Количество обязательных таможенных процедур при ввозе товара из третьих стран уменьшилось.
  • Предприятиям стран-участниц открылись новые рынки сбыта товаров.
  • Произошло упрощение таможенного законодательства в связи с его унификацией.

Также стоит отметить, что при экспорте товаров используется нулевая ставка НДС и возмещение уплаченной суммы акцизов при наличии документального подтверждения экспорта.

При импорте товаров на территорию РФ из Беларуси или Казахстана акцизы и НДС взимаются российскими налоговыми структурами.

При оказании услуг на территории РФ ставки, налоговая база, порядок взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с действующим законодательством РФ.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь, определил Таможенный союз как очередной шаг к созданию единого экономического пространства, представляющего собой правильную форму экономических отношений между государствами-участниками.

В рамках Таможенного союза от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет стран перечисляется:

  • РФ – 85,33 %,
  • Беларуси – 4,55 %,
  • Киргизии – 1,9 %,
  • Казахстана – 7,11 %,
  • Армении – 1,11 %.

Однако в то же время к недостаткам Таможенного союза относят плохо проработанные условия торговли и процедуры сертифицирования товара. Рядом стран отмечается, что доходы и поступления якобы несправедливо распределяются между членами союза.

Звучало мнение, что Таможенный союз невыгоден участникам как проект и вообще является фантомом, не жизнеспособен как искусственное политическое образование. В частности, Казахстан выступил с претензией об ущемлении своих суверенных прав.

Однако исследования экспертов свидетельствуют, что по ряду причин Таможенный союз в разной степени выгоден его участникам.

По целому ряду причин в Таможенном союзе назрели внутренние конфликты. Так, в конце 2014 года попал под запрет импорт в Россию мяса из Беларуси порядка 400 тысяч тонн. Российской стороной введены меры, ужесточающие контроль товаров, ввозимых через границу Белоруссии. Причем последнее противоречит упрощенным правилам по движению товаров на территории Таможенного союза.

Наблюдатели отмечают слаженную работу механизма Таможенного союза и механизма реэкспорта в Россию запрещенных европейских товаров. К примеру, импорт морской рыбы из Беларуси, которая не добывает ее сама, увеличился в Россию на 98 %.

Белорусский президент был возмущен подобными запретами и обвинил российские власти в нарушении правил Таможенного союза, а также в пренебрежении международными правами.

Согласно заключениям экспертов, правила договора содержат пункт, по которому в случае наложения каких-либо ограничений по торговле и перевозке товаров со стороны России Беларусь имеет право отказаться соблюдать условия договора.

В результате внутренних противоречий в 2015 году белорусская сторона вернула пограничный контроль на российскую границу, нарушив тем самым условия договора Таможенного союза. Более того, власти республики заявили о возможном отказе от рубля в качестве расчетной валюты и возобновлении расчетов в долларах США. По мнению российских экспертов, в такой ситуации попадает под удар вся региональная интеграция.

www.kakprosto.ru

Вступление в ЕАЭС: Кто следующий на очереди?

 Ответ на этот вопрос постаралась найти эксперт Ирина Джорбенадзе

Иран и Евразийский союз создают зону свободной торговли. Какой от нее прок, и кто в мире особенно заинтересован в расшатывании нового центра экономической силы? Таким вопросом в своей статье задается обозреватель ИА «Росбалт» Ирина Джорбенадзе.

Автор в материале отмечает, что согласование проекта документа о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Евразийским экономическим союзом и Ираном подходит к концу, подтверждают обе стороны. Более того, президент ИРИ Хасан Роухани в беседе со своим российским коллегой Владимиром Путиным подчеркнул необходимость форсирования переговоров по ЗСТ и вообще всем соглашениям между Москвой и Тегераном. Путин, по данным иранских официальных источников, подчеркнул настрой России на углубление отношений с ИРИ во всех сферах.

Некоторые эксперты считают ЕАЭС как организацию — «пустой затеей». Но если взглянуть на этот союз, в котором состоят Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия, беспристрастно, становится ясно, что его экономическая составляющая в настоящее время превалирует над политической, и приносит членам ЕАЭС немалую пользу. Можно даже сказать, что пример евразийской интеграции стал заразительным для ряда стран. Так, между Евразийским союзом и Вьетнамом уже более года функционирует зона свободной торговли. Понятно, что Вьетнам в нее никто принудительно не втягивал.

На подходе — Иран, за ним «в очереди» Индия — в начале 2017 года она подписала заявление о начале переговоров с ЕАЭС о создании ЗСТ. Индия для «евразийцев» — страна особая, хотя бы потому, что является крупнейшей в Южной Азии: занимает второе место в мире по численности населения и седьмое — по территории; считается потенциальной сверхдержавой, располагает ядерным оружием. В контексте евразийской интеграции, вместе с Россией и некоторыми другими странами ЕАЭС, Индия состоит в Шанхайской организации сотрудничества.

Эксперт в статье указывает, что союз обсуждает вопрос создания ЗСТ также с Египтом, Таиландом, Монголией и рядом других стран. Таким образом, зона свободной торговли с ЕАЭС становится уже не прецедентом, а реальностью. И против нее, в интеграционном контексте, выступают США — особенно, когда речь идет об Иране.

«Что же до последнего, с ним разрабатывается временное, трехлетнее соглашение, обеспечивающее преференциальный режим торговли по определенной номенклатуре товаров. А по истечении этого срока стороны приступят к переговорам по подписанию полноформатного соглашения о ЗСТ. Что оно даст Евразийскому союзу? Во-первых, производители государств ЕАЭС получат выгодные условия для экспорта своей продукции в Иран. Соответственно, преференции по экспорту в «евразийский ареал» получит и ИРИ. На данном этапе номенклатура товаров, учитывающая интересы Ирана и ЕАЭС, состоит примерно из 300 позиций. Основными для Ирана в них является продукция сельского хозяйства и машиностроения», подчеркивает Джорбенадзе.

По оценкам экспертов, в условиях зоны свободной торговли экспорт государств ЕАЭС может возрасти более чем на 70 процентов с акцентом на не сельскохозтовары, а продукцию сталелитейной промышленности, автомобили, электрооборудование, медикаменты, бумагу, одежду и т. д. Вероятно, с Россией у Ирана в условиях ЗСТ будет «особый разговор», имея в виду обоюдный интерес этих двух стран в области разведки и добычи углеводородов на территории ИРИ, к сотрудничеству в атомной энергетике, военно-технической сфере.

Джорбенадзе подмечает, что помимо России, из стран ЕАЭС, заинтересованной в создании зоны свободной торговли с ИРИ, есть и у Армении. По данным ее премьер-министра Карена Карапетяна, рост взаимной торговли республики с членами ЕАЭС неуклонно растет, включая прирост ее экспортных поставок на рынки Евразийского союза. И рынок этот вскоре расширится за счет Ирана, с которым Армения имеет общую границу. В прошлом году стороны создали свободную экономическую зону «Мегри». По мнению главы армянского правительства, СЭЗ является хорошей площадкой и для бизнеса стран ЕАЭС, заинтересованного в выходе на иранский рынок и далее другие государства Ближнего Востока.

«Вообще же совершенно не исключено, что «Мегри» во многом обязана своим созданием и функционированием готовящемуся соглашению о зоне свободной торговли ЕАЭС — Иран. Возможно, это несколько обидно для Армении, но она может утешиться тем, что ее геополитическое положение на сей раз было «замечено» и придало республике дополнительный вес — как минимум, в ареале евразийского интеграционного проекта», полагает обозреватель российского издания.

Эксперт, считает, что есть еще одно обстоятельство играющее в пользу Армении — из-за затянувшегося на десятилетия карабахского конфликта она находится в транспортной блокаде и со стороны Азербайджана, и со стороны Турции, так что почти вся ее внешняя коммуникация обеспечивается Грузией. Но и Иран играет в ней определенную роль — посредством портов Персидского залива. Теперь же, с введением ЗСТ, получится «баш на баш» — через границу с Арменией Иран обеспечит себе выход на обширный рынок ЕАЭС.

Однако для Евразийского союза, и особенно для России, интереснее было бы вступление в него Ирана в качестве полноценного участника. Во-первых, Москву и Тегеран объединяет противостояние американцам на мировой арене.

Во-вторых, со вступлением ИРИ можно было бы более уверенно говорить о создании, в лице ЕАЭС, нового центра экономической силы, однако с одним большим недостатком — вызовом на себя огня США. Впрочем, он существует и сейчас — в большей степени в отношении Ирана и России, в меньшей и завуалированной — в отношении других участников ЕАЭС. Отчего так беспокоятся США в связи с усилением Евразийского союза? Вероятно, оттого, что он открывают новый этап некоторого переустройства евразийского пространства с отрывом от политической и экономической однополярности мира, к которой стремятся США. К тому же к столь «малой неприятности», как ЗСТ между Ираном и ЕАЭС, набирает силу евразийский транзитный коридор «Север — Юг» — а это огромная, разветвленная сеть морских, железнодорожных и автомобильных маршрутов, опоясывающих Евразию, и способствующих реализации крупнейших проектов на всем континенте.

«Все это никак не может устроить американцев, и, соответственно, они будут поддерживать все антигосударственные группировки в Иране, России, в любой другой стране, не сочувствующей Вашингтону в его усилиях по предотвращению создания общеевразийского экономического пространства», — подытожил аналитик.

 

http://www.ca-irnews.com/ru/analytics/36084-вхождение-в-еаэс-кто-следующий-на-очереди

www.ca-portal.ru

Страны Таможенного союза: список

В современном мире многие страны объединяются в союзы — политические, экономические, религиозные и другие. Одним из самых крупных таких союзов был Советский. Сейчас мы видим появление Европейского, Евразийского, а также Таможенного союзов.

Таможенный союз позиционировался как форма торгово-экономической интеграции ряда стран, что предусматривает не только общую таможенную территорию для взаимовыгодной торговли с отсутствием пошлин и т. д., но и целого ряда моментов, регулирующих торговлю с третьими государствами. Данный договор был подписан 06.10.2007 в г. Душанбе, на момент его заключения в союз входили Российская Федерация, Казахстан и Беларусь.

Первая статья договора о перемещении товара в пределах этой территории говорит о следующем:

  • Таможенная пошлина не взимается. Причем не только на товары собственного производства, но и на груз из третьих стран.
  • Отсутствуют какие-либо экономические ограничения, кроме компенсационных, антидемпинговых.
  • Страны Таможенного союза применяют единый таможенный тариф.

Действующие страны и кандидаты

Существуют как постоянные страны-члены Таможенного союза, которые были его основателями или вступили позже, так и те, которые только изъявили желание присоединиться.

Участники:

  • Армения;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Россия;
  • Белоруссия.

Кандидаты на членство:

  • Тунис;
  • Сирия;
  • Таджикистан.

Руководители ТС

Существовала специальная комиссия ТС, которая была утверждена в момент подписания договора о Таможенном союзе. Ее правила являлись основой правовой деятельности организации. Структура работала и оставалась в этих правовых рамках вплоть до 1 июля 2012 года, то есть до создания ЕЭК. Высшим органом союза на тот момент явлалась группа из представителей глав государств (Владимир Владимирович Путин (Российская Федерация), Нурсултан Абишевич Назарбаев (Республика Казахстан) и Александр Григорьевич Лукашенко (Республика Беларусь)).

На уровне глав правительств были представлены премьер-министры:

  • России – Дмитрий Анатольевич Медведев;
  • Казахстана – Карим Кажимканович Масимов;
  • Беларуси – Сергей Сергеевич Сидорский.

Цель Таможенного союза

Страны Таможенного союза под основной целью создания единого регулирующего органа подразумевали формирование общей территории, в которую будут входить несколько государств, и на их территории отменяются все пошлины на продукцию.

Второй целью являлась защита собственных интересов и рынков, в первую очередь — от вредной, недоброкачественной, а также и конкурентоспособной продукции, что дает возможность сгладить все недочеты в торгово-экономической сфере. Это очень актуально, так как защита интересов собственных государств с учетом мнений участников союза является приоритетной для любой страны.

Выгоды и перспективы

В первую очередь выгода очевидна для тех предприятий, которые могут без проблем осуществлять закупки в соседних странах. Скорее всего, это будут только крупные корпорации и компании. Что касается перспектив на будущее, то вопреки некоторым прогнозам экономистов о том, что Таможенный союз повлечет за собой понижение уровня заработной платы в странах-участницах, на официальном уровне премьер-министр Казахстана заявил о повешении зарплат в государстве в 2015 году.

Именно поэтому мировой опыт таких больших экономических образований нельзя отнести к этому случаю. Страны, вошедшие в Таможенный союз, ожидает пусть не быстрый, но стабильный рост экономических связей.

Договор

Окончательный вариант Договора о Таможенном кодексе ТС был принят только на десятом заседании, 26.10.2009. В этом пакте говорилось о создании специальных групп, которые будут следить за мероприятиями по введению в действие уточненного проекта договора.

Страны Таможенного союза должны были до 01.07.2010 внести изменения в свои законодательства для устранения противоречий между данным Кодексом и Конституцией. Таким образом, была создана еще одна контактная группа для разрешения проблем, связанных с различиями между национальными законодательными системами.

Также были доработаны все нюансы, связанные с территориями ТС.

Территория Таможенного союза

Страны Таможенного союза имеют общую таможенную территорию, которая определяется рамками границ государств, заключивших договор и являющихся членами организации. Таможенный кодекс, помимо всего прочего, определяет и дату окончания действия комиссии, которая наступила еще 1 июля 2012 года. Таким образом, была создана более серьезная организация, которая имеет намного больше полномочий и, соответственно, больше людей в своем штате, чтобы полностью контролировать все процессы. 1 января 2012 года официально начала свою работу Евразийская экономическая комиссия (ЕАЭС).

ЕАЭС

В состав Евразийского экономического союза входят страны-участники Таможенного союза: основатели — Россия, Белоруссия и Казахстан — и недавно вступившие государства, Киргизия и Армения.

Учреждение ЕАЭС подразумевает под собой более широкий спектр взаимоотношений в свободе передвижения рабочей силы, капитала, услуг и товаров. Также должна постоянно проводиться скоординированная экономическая политика всех стран, должен осуществиться переход к единому таможенному тарифу.

Общий бюджет этого союза формируется исключительно в российских рублях, благодаря паевым взносам, которые делают все страны-участницы Таможенного союза. Их размер регламентирует высший совет, который состоит из глав этих государств.

Рабочим языком для регламента всех документов стал русский, а штаб-квартира располагаться будет в Москве. Финансовый регулятор ЕАЭС – в Алма-Ате, а суд — в столице Беларуси, Минске.

Органы Союза

Высшим регулирующим органом считается Высший совет, в который входят главы государств-участников.

Далее идет межправительственный совет. В него входят премьер-министры, главной задачей которых является рассмотрение стратегически важных проблем экономической интеграции.

Был создан и судебный орган, который отвечает за применение договоров в рамках Союза.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – регулирующий орган, который обеспечивает все условия развития и функционирования Союза, а также разработку новых предложений в экономической сфере относительно формата ЕАЭС. В ее состав входят Министры Комиссии (заместители премьер-министров государств-членов Союза) и Председатель.

Главные положения Договора о ЕАЭС

Безусловно, ЕАЭС по сравнению с ТС имеет не только более широкие полномочия, но и намного более обширный и конкретный список запланированных работ. Этот документ уже не имеет никаких общих планов, а для каждой конкретной задачи определен путь ее выполнения и создана специальная рабочая группа, которая будет не только следить за выполнением, но и контролировать весь ее ход.

В полученном договоре страны единого Таможенного союза, а ныне ЕАЭС, закрепили договоренность о скоординированной работе и создании общих энергетических рынков. Работа по энергополитике достаточно масштабная и будет реализована в несколько этапов до 2025 года.

Регулируется в документе и создание общего рынка медицинских изделий и лекарственных средств к 1 января 2016 года.

Большое значение уделяется транспортной политике на территории государств ЕАЭС, без которой не будет возможно создание ни одного совместного плана действий. Предусмотрена разработка согласованной агропромышленной политики, которая включает в себя обязательное формирование ветеринарно- и фитосанитарных мер.

Согласованная макроэкономическая политика предоставляет возможность воплотить в реальность все задуманные планы и договоренности. В таких условиях разрабатываются общие принципы взаимодействия и обеспечивается эффективное развитие стран.

Особенное место занимает общий рынок труда, который регламентирует не только свободное передвижение рабочей силы, но и одинаковые условия работы. Гражданам, которые отправляются на заработок в страны ЕАЭС, теперь не надо будет заполнять миграционные карты (в том случае если срок их пребывания не превышает 30 суток). Такая же упрощенная система будет действовать и при медицинском обслуживании. Также решается вопрос об экспорте пенсий и зачете трудового стажа, который был накоплен в стране-участнике Союза.

Мнения экспертов

Список стран Таможенного союза в ближайшее время может пополниться еще несколькими государствами, но, как утверждают эксперты, чтобы был заметен полноценный рост и влияние на западные аналогичные союзы по типу ЕС (Европейского Союза), необходима большая работа и расширение организации. В любом случае рубль не сможет стать альтернативой евро или доллару еще долгое время, а влияние недавних санкций наглядно показало, как может работать западная политика в угоду своим интересам, и что при этом ни сама Россия, ни целый Союз фактически ничего не могут с этим сделать. А что касается конкретно Казахстана и Белоруссии, то конфликт на Украине показал, что они не станут отказываться от своей выгоды в угоду России. Тенге, кстати, тоже сильно упал из-за падения рубля. А по многим вопросам Россия остается главным конкурентом Казахстана и Белоруссии. Впрочем, на данный момент создание Союза является адекватным и единственно правильным решением, способным помочь хоть как-то укрепить отношения между государствами в случае дальнейшего давления Запада на Россию.

Теперь известно, какие страны в Таможенном союзе больше заинтересованы в его создании. Несмотря на то что еще на этапе своего возникновения его постоянно преследовали всевозможные проблемы, совместные скоординированные действия всех членов Союза позволяют максимально быстро решать их, что дает возможность с оптимизмом смотреть в будущее и надеяться на скорое развитие экономик всех государств, участвующих в этом договоре.

fb.ru

Евразийский Союз. Страны EAC

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Еврази́йский Сою́з (ЕАС), полное название Еврази́йский Экономи́ческий Сою́з[3][4] — проект союза суверенных государств с единым политическим[источник не указан 1112 дней], экономическим, военным и таможенным пространством, предполагаемого к созданию на базе союза России, Казахстана и Беларуси и соответствующих отраслевых тесных интеграционных структур СНГ — ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ, Таможенного союза.
История проекта Евразийского Союза

Евразийский союз
белор. Eўразійскі Саюз
каз. Еуразия Одағы

Дата создания

2013—2015[1]

 — Декларация об основании: 18.11.2011[2]

 — ЕЭП : 01.01.2012

Крупнейшие города (свыше 1 млн)

Москва, Санкт-Петербург, Минск, Новосибирск, Алма-Ата, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Воронеж

Государства-члены

Страны, подписавшие декларацию о создании Евразийского Союза:

 Россия
 Белоруссия
 Казахстан
Кандидаты:
 Киргизия
 Таджикистан

Официальные языки

русский, казахский, белорусский

Руководство

 — Евразийская экономическая комиссия

Виктор Христенко

Территория

1-я в мире

20 030 748 км²

Население

 — Всего (2012)

 — Плотность

7-е в мире

169 880 000 (2012)

8.36 чел/км²

ВВП (ППС)

 — Всего (2011)

6-й в мире

$ 2,720 трлн

Валюты

Евраз


Российский рубль

Белорусский рубль

Казахстанский тенге

Часовой пояс

UTC от +3 до +12

Телефонные коды

+7 (Россия, Казахстан)

+375 (Белоруссия)

Официальный сайт

отсутствует

 

Ввиду распада СССР в конце XX века среди общественности и ряда политиков некоторых бывших советских республик возникла потребность восстановления тесной интеграции. В начале XXI века идея постсоветской евразийской интеграции и новое евразийство заново получили широкое распространение, и наиболее известными её сторонниками и идеологами являются: президент Казахстана Нурсултан Назарбаев[5], президент России Владимир Путин[6], философы и политологи Александр Дугин[7], Александр Панарин, Сергей Гавров[8], киргизский писатель Чингиз Айтматов и многие другие.

Впервые о необходимости создания Евразийского Союза писали в 20—30-х гг. XX-го века классические евразийцы — Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий и Г. В. Вернадский. Им это виделось как поэтапное превращение Советского Союза в Евразийский Союз, путем смены коммунистической идеологии на евразийскую.

Первым подобный детализированный проект Союза Советских Республик Европы и Азии — Европейско-Азиатского Союза был предложен ещё перед распадом СССР академиком А. Д. Сахаровым.

При распаде СССР другой проект создания конфедеративного Союза Суверенных Государств реализован не был, было создано только малоинтегрированное международное (межгосударственное) объединение Содружество Независимых Государств.

Согласно следующему детализированному проекту марта 1994 года президента Казахстана Нурсултана Назарбаева предполагалось, что вначале в Евразийский Союз войдут пять республик бывшего СССР: Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан. В дальнейшем к Союзу могут присоединиться другие государства — Армения, Узбекистан, Молдова[9], а также, возможно, самопровозглашённые постсоветские государства — Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Нагорно-Карабахская Республика.

На рубеже XX и XXI веков Россия и Белоруссия создали сначала Сообщество, а затем Союзное государство, однако потребность в более широком таком Союзе осталась.

Процесс создания отраслевых интеграционных структур СНГ шёл динамично, однако проект Евразийского Союза оставался лишь на бумаге, пока в декабре 2010 года в него не вдохнули новую жизнь на саммите ЕврАзЭС. Осенью 2011 года проект Евразийского Союза получил новый толчок от публикации премьер-министром России Владимиром Путиным статьи «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня» (2011).[6] Путин, а вслед за ним и лидер единороссов Борис Грызлов в статье «Будущее за нами» в «Независимой газете» утверждали, что создание Евразийского Союза позволит России стать ещё одним мировым полюсом влияния.[10]

2010 год

После образования Таможенного союза в декабре 2010 года на саммите ЕврАзЭС в Москве были достигнуты договоренности о создании Евразийского союза на базе ЕЭП Белоруссии, Казахстана и России. Как заявил президент Российской Федерации Дмитрий Медведев,

Договорились (не сразу и не без труда) создать Евразийский союз с Казахстаном и Белоруссией. Очень важное решение. Будем развиваться вместе[11].

Медведев не исключил возможность включения в союз Киргизии[12]:

Наш новый союз и сейчас Единое экономическое пространство — они будут открыты для вступления других стран… Это означает, что мы протягиваем руку сотрудничества нашим ближайшим соседям, нашим друзьям, тем самым создавая для них условия по модернизации экономики и улучшения качества жизни людей[13].

В своём микроблоге он чуть позднее добавил: «Если захотят, придём и возьмем с большой радостью».

2011 год

12 июля 2011 года Владимир Путин заявил:

Движение вперед интенсивное, рассчитываем, что в следующем году подпишем декларацию Евразийского союза, который может и должен начать свою деятельность в 2013 году[14].

3 октября 2011 года в газете «Известия» появилась статья, написанная лично Владимиром Путиным. В ней автор рассуждает о создании Евразийского Союза на базе России, Белоруссии и Казахстана, «способного стать одним из полюсов современного мира»[6].

Убежден, создание Евразийского союза, эффективная интеграция — это тот путь, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире XXI века. Только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания.[6].

5 октября 2011 года пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил:

Москва хотела бы создать единую валюту Евразийского союза с единым эмиссионным центром[15].

19 октября 2011 года главы стран Евразийского экономического сообщества приняли решение о присоединении Киргизии к Таможенному союзу, в который на данный момент входят Россия, Белоруссия и Казахстан. Об этом сообщил в ходе заседания глав стран ЕврАзЭС генеральный секретарь организации Таир Мансуров.[16]

20 октября Владимир Путин заявил:

«Где-то на рубеже 2015 года мы можем подойти, если будем действовать так же энергично, как до сих пор работали, к реализации идеи создания Евразийского союза»[17].

16 октября 2011 года, на заседании межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств, Казахстан блокирует название «Евразийский Союз». Проект союза отправляется на доработку.[18]

24 октября 2011 года крупнейшая в Молдавии парламентская партия коммунистов призвала власти взять курс на вступление в Евразийский Союз, не отказываясь от европейской интеграции.[19]

18 ноября 2011 года, в Москве, Президент России Дмитрий Медведев, президент Белоруссии Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали декларацию о Евразийской экономической интеграции.[20]

2012 год

С 1 января 2012 года, на территории трёх стран-участниц Таможенного союза, начало действовать Единое Экономическое Пространство (ЕЭП). В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП, принятые 18 ноября 2011 года, начнут работать с июля 2012 года. Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

Вслед за созданием Таможенного союза и формированием Единого экономического пространства государства-партнеры намерены приступить к созданию наднационального — Евразийского — парламента, сообщил в ходе рабочего визита в Санкт-Петербург председатель Госдумы Сергей Нарышкин.

— В последние годы на пространстве СНГ активно идут интеграционные процессы, — пояснил он, — уже созданы Таможенный союз и единое экономическое пространство, которые станут базой для формирования будущего Евразийского союза.

Новой надгосударственной структуре потребуется, по словам Нарышкина, прозрачное и понятное экономическое и иное законодательство. Однако те наднациональные органы, которые сейчас формируются или уже созданы, например, Евразийская экономическая комиссия, «не могут и не должны брать на себя парламентские задачи». Решать их предстоит наднациональному парламенту.

Говорить о структуре будущего законодательного органа Евразийского союза пока все же преждевременно. По предварительным данным, работа по его созданию начнется с формирования в Госдуме специальной парламентской комиссии, которой предстоит разработать некую законодательную процедуру по формированию наднационального парламента для России. В дальнейшем из числа российских парламентариев планируется создать рабочую группу, которая вместе с коллегами из Белоруссии и Казахстана приступит к выработке комплексных предложений по вопросам единого экономического законодательства для дальнейшего обсуждения.

18 сентября 2012 года мажилисмены Казахстанского парламента отвергли идею создания единого Евразийского парламента. Свою принципиальную позицию озвучил глава комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Маулен Ашимбаев и секретарь НДП «Нур Отан» Ерлан Карин[21]. Политики заявили:

Несмотря на все попытки форсировать создание наднациональных политических структур, в реальности же в общей повестке дня такой постановки вопроса нет и не будет. Скажу даже больше — создание наднациональной политической структуры нами не может обсуждаться в принципе, поскольку это напрямую затрагивает суверенитет нашей страны. А принцип суверенитета четко закреплен в Конституции, и, более того, согласно законам нашей страны такого рода вопросы даже не могут выноситься на общенациональный референдум[22].

На данный момент при Европейском клубе создана дискуссионная площадка Евразийский Диалог, которая призвана найти будущие проблемные моменты при создании Евразийского Союза и по возможности решить их.

4 ноября 2012 года, в День народного единства, Евразийский союз молодежи и партия «Евразия» объявили[23] о начале подготовки всероссийского референдума по вопросу о создании Евразийского союза, проведение которого намечено на 2013 год. Оргкомитет пригласил все общественные и политические организации России присоединиться к инициативе, начат сбор подписей в её поддержку[24].

19 декабря 2012 года, советник Президента России Сергей Глазьев, заявил о том что вопрос о введении единой валюты в рамках Евразийского Экономического Cоюза обсуждался несколько раз, однако положительного решения пока нет.[25] И далее сделал следующее заявление:

В рамках Таможенного союза естественно происходит доминирование рубля. …
Если мы исключим доллар и евро, в которых пока ещё ведутся расчеты в основном по энергоносителям, вес рубля во взаимной торговле трех государств составляет около 90 %. [25].

Госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила о намерении помешать созданию «новой версии Советского союза» под видом экономической интеграции.[26].

2013 год

Главы двух государств обсудили программу двустороннего сотрудничества на 2013—2015 годы, ход создания Единого экономического пространства и продвижение в сторону Евразийского экономического союза. Следующий контакт двух президентов состоится осенью в Екатеринбурге во время традиционного ежегодного Форума приграничных регионов. На этой встрече Назарбаев сообщил:

Мы дали поручение по подготовке нового Договора о дружбе и сотрудничестве, надеюсь, мы его подпишем в Екатеринбурге этой осенью.

Владимир Путин, в свою очередь, отметил, что «объем нашего сотрудничества очень большой, он постоянно нарастает и это идет на благо наших экономик, наших народов». «Страны наработали очень хороший опыт интеграции», — констатировал российский президент.

История расширения

Проект Евразийского союза, 2011 год.
     Страны подписавшие декларацию о создании союза.     Кандидаты: Киргизия, Таджикистан.

Дата

Страна

Общее

количество

членов

2013—2015

Белоруссия, Казахстан, Россия

3

Три предполагаемых первых члена-основателя Евразийского Союза, имеющие в СНГ самую высокую степень интеграции — Россия, Казахстан, Беларусь — завершили к 2010 году создание Таможенного союза, к 1 января 2012 Единого экономического пространства.

наверх

www.ob-dobr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *